Безопасное вождение и «человеческий фактор»
«Ну! – скажет читатель. – Опять эта набившая оскомину тема о пресловутом человеческом факторе». И будет прав. Невнимательность и усталость водителей, раздражительность и хамство на дороге, - тема, которая, к сожалению, не теряет своей актуальности. И зная общие особенности поведения людей, можно научиться контролировать свои действия, не подчиняясь общему настроению, а также уметь взаимодействовать с другими участниками движения.
Первый курс защитного вождения был организован в Соединенных Штатах в 1964 году. Обучение вождению в области безопасного вождения уже более полувека используется в скандинавских и англосаксонских странах.
Управление автомобилем – вещь, бесспорно, приятная, но и ответственная. Помимо разнородности движения руками и ногами, автоматизм действий, которых водитель вырабатывает благодаря полученным навыкам и опыту, происходит колоссальная умственная работа, где водитель должен не только просчитать траекторию движения, но и спрогнозировать поведение других участников движения. Конфликты на дороге – ситуация достаточно распространённая. Это объясняется различием восприятий дорожной ситуации разными водителями, находящимися в одной и той же среде, их манерой езды, темпераментом и личностными качествами.
Всем известный факт – чем хуже погода, тем хуже поведение. Например, в дождливую, холодную погоду пешеходы становятся более нетерпеливыми, и когда на светофоре мигает красным 4я–3я секунды, пешеход начнёт переходить дорогу, не дожидаясь «зелёных цифр». Водители тоже не отличаются сдержанностью, чаще подрезают, забывают обозначать световыми сигналами свои маневры и проч.
Не сложно спрогнозировать, что пешеходы будут сокращать путь чуть ли не наперерез движущимся авто, устремившись к подходящему на остановку троллейбусу. В то время, как водитель выезжающего из «кармана» остановки автобуса или троллейбуса, сам часто уделяет недостаточно внимания другим транспортным средствам. Замечено, что водители грузовиков, заканчивая вечером смену, чаще нарушают ПДД, чем в утренние и дневные часы.
Ещё один распространённый момент – водители, которые, не соблюдая дистанцию, подъезжают слишком близко к впереди стоящему авто. Особое место занимают «весенние выезды», когда водителям требуется восстановить навыки своей прежней техники вождения. В фактор риска входит, как ни странно, езда по привычному маршруту – водитель расслабляется, потому что путь ему знаком, и теряет ту степень внимания, которую требует дорога. И любая неожиданность может привести к плачевным последствиям.
Одним словом, какой бы совершенной не была техника, сколько бы «наворотов» авто производители не добавили, главным остаётся «человеческий фактор». Будьте бдительны и внимательны на дороге, проявляете уважение к другим участникам движения, и любая поездка будет, действительно, приятной.